Саудовская Аравия показала, чем атаковали ее нефтяные заводы. Это плохие копии советских ракет и (иранские?) беспилотники

     Ближний Восток оказался на грани большой войны после того, как важнейшие объекты нефтяной промышленности Саудовской Аравии (крупнейшего производителя нефти в мире) были 14 сентября атакованы беспилотниками и крылатыми ракетами. Саудовская Аравия через несколько дней продемонстрировала фрагменты беспилотников и ракет, которыми были атакованы заводы, и заявила, что нападение совершил Иран (американцы согласны). «Медуза» разобралась, кто мог нанести удар по саудовским нефтяным заводам, и чем это грозит странам региона.
Иран отрицает свою причастность к нападению, утверждая, что это сделали хуситы — его союзники из Йемена.
 
    Хуситы — союз племен, которые во время гражданской войны в Йемене в начале 2015 года захватили столицу страны Сану и окрестные районы. Их поддержал Иран как единоверцев. Против хуситов выступили несколько суннитских союзов йеменских племен. Их поддержали Саудовская Аравия, ОАЭ и другие сунитские страны, которые ввели в Йемен войска.
    У хуситов быстро появилось довольно современное оружие, в том числе иранского происхождения. В 2019 году они продемонстрировали на выставке свои новейшие «разработки» — крылатую ракету Quds-1 и «одноразовые» беспилотники, которые могут атаковать врага, пикируя на него. И тут же их использовали против целей в приграничных с Йеменом районах Саудовской Аравии.
 
  Похожие беспилотники летом пытались атаковать и цели в глубине Аравийского полуострова, в том числе международный аэропорт Абу-Даби (ОАЭ). Хуситы взяли на себя ответственность и за атаку на танкеры в Персидском заливе; они утверждали, что ее совершили их беспилотники, хотя США уверяли, что атака была совершена с моря — скорее всего, иранским спецназом. Иран же всегда отрицал свою причастность к атакам на саудовские и эмиратские цели, но не скрывал, что поддерживает хуситов.
 
  Наконец, 14 сентября были атакованы заводы «Абкайк» и «Хурайс», на которых готовится к экспорту почти вся добываемая в Саудовской Аравии нефть; без этой подготовки экспорт танкерами просто невозможен. Производство нефти в стране после атаки сократилось вдвое. Цена на нефть ненадолго резко выросла.
Ответственность за атаку тоже взяли на себя хуситы. Запад и Саудовская Аравия говорят, что йеменские повстанцы не в состоянии нанести удар на таком расстоянии и с такой точностью, а атаку совершил сам Иран.
 
    Достоверно неизвестно. Министерство обороны Саудовской Аравии показало фрагменты ракет и дронов, которые, как уверяют военные, были собраны в окрестностях атакованных заводов. Ими оказались ракета Quds-1 и безымянный дрон, которые показывали на своей выставке хуситы в этом году. Это, однако, не помешало Саудовской Аравии заявить, что прямая причастность к атаке Ирана «не вызывает вопросов». 
   В версию о том, что ракеты и дроны были запущены хуситами, в арабских странах и на Западе никто не верит. Дело в расстоянии. Заводы находятся более чем в тысяче километров от границы Йемена, а ракета Quds-1, как считалось до сих пор, может атаковать цели не далее, чем в 700 километрах. В США уверяют, что ракеты были запущены с территории Ирана (около 300 километров с другого берега Персидского залива); Саудовская Аравия считает, что пуск был произведен с юга Ирака, где базируются поддерживаемые Ираном боевики (это 450 километров до заводов). 
 
     Иран демонстрировал похожие на Quds-1 модели крылатых ракет, но гораздо более «продвинутые». Обе ракеты копируют советскую Х-55. Как призналась в 2000-е годы Украина, она продала Ирану несколько Х-55. Иранцы скопировали их, но не смогли сделать для них двигатель. В итоге на иранской ракете Soumar стоит французский турбореактивный двигатель, а на хуситской Quds-1 — чешский, который вообще предназначен не для крылатых ракет, а для небольших беспилотников. Именно поэтому йеменские ракеты, как считалось до сих пор, имеют небольшую дальность.
 
     Дрон, фрагменты которого показала Саудовская Аравия, похож на одну из иранских моделей.
Самое подозрительное: точность удара. По саудовским данным, в цели небольшого размера попали все 18 участвовавших в атаке дронов и четыре из семи ракет. Такую точность на расстоянии в сотни километров не может обеспечить не только йеменское, но и иранское оружие. Иран (а тем более хуситы) не имеют собственной военной системы спутниковой навигации, а гражданские варианты GPS и ГЛОНАСС такую точность не дают. Телевизионное наведение на цель возможно лишь на более скромных расстояниях. Самый продвинутый похожий израильский беспилотник теряет связь с оператором уже через 200 километров.
 
   От того, кто совершил атаку, кто будет признан виновным и как на это отреагирует мир, будут зависеть правила и технология ведения войн в будущем. Большинство современных войн называют «гибридными». Крупные державы участвуют в них, используют небольшие собственные высокотехнологичные силы, например, авиацию или спецназ. В основном же всю тяжесть боев несут так называемые «прокси» — местные армии (или частные добровольческие отряды из других государств), которых вооружают те же крупные страны.
 
   До сих пор «прокси» как правило решали локальные задачи непосредственно на конфликтных территориях. Но 14 сентября их силами (или замаскированными под них силами непосредственно Ирана) был нанесен удар по критической инфраструктуре сопредельного «большого» государства. При этом оборона Саудовской Аравии, имеющей третий по размеру (после США и Китая) военный бюджет в мире, не смогла отразить нападение; против «самодельных» крылатых ракет и дронов оказалась бессильна ПВО заводов, составленная из батареи американских ракет «Патриот» и французских систем ближней обороны.
 
   Президент США Дональд Трамп уже сказал, что Америка постарается избежать войны с Ираном и пока ограничится новыми санкциями. Саудовская Аравия рассматривает вариант с нанесением ударов возмездия. Руководство Ирана  предостерегает , что в этом случае оно готово вступить с полномасштабную войну с соседом или даже с США.
 
telegram kanal @meduza

Комментарии

Нет комментариев



Информационные партнеры