128x128

Немецкий нефтехимический концерн собирается к 2021 г. ликвидировать 6 тыс. рабочих мест. Это приведет к экономии 300 млн евро или 5% от всей заработной платы работников BASF. Сейчас в концерне в глобальном масштабе заняты около 122 тыс. человек. Несмотря на продолжение экономического роста в странах Еврозоны, торговая война между Соединенными Штатами и Китаем больно ударила по европейской нефтехимической промышленности. Экономический спад в глобальном масштабе ведет к сокращению потребления продуктов нефтехимии. Долгосрочный прогноз предсказывает лишь усугубление этих тенденций. Низкий спрос на нефтехимическую продукцию приведет к перепроизводству и падению цен на нее. Третья в мире по объемам производства отрасль (после энергетики и сельского хозяйства) постепенно скатывается в кризис.

Резкое замедление в производственном секторе за последний год пока не распространилось на преобладающий в Европе сектор услуг, на который приходится 80% ВВП Еврозоны. До самого последнего времени уровень безработицы в Европе снижался, тогда как заработные платы росли незначительными темпами. Но сейчас крупные промышленные производители начинают «ломать» тренд, развивавшийся в европейских странах со времен окончания кризиса 2008–2009 гг. Кроме того, по производственному сектору нанесли значительный удар новые ограничения по выбросам парниковых газов, введенные в ЕС.   

Примерно 15–20% нефтехимической продукции, выпускаемой в Европе, ориентировано на традиционную автомобильную промышленность, также переживающую непростые времена. BASF объявила о сокращении численности персонала в тот же день, когда автомобильный гигант Ford Motor заявил о ликвидации порядка 20% рабочих мест в европейских странах. Продажи автомобилей являются одним из лучших индикаторов тенденций на потребительском рынке: увеличение продаж автомобилей связано с ростом экономики, занятости и заработной платы. Сейчас в дело вмешалась «угроза климатических изменений» — на потребительские настроения начинает давить обеспокоенность состоянием экологии. Согласно прогнозам, спрос на новые автомобили с двигателем внутреннего сгорания будет снижаться. Тогда как крупные традиционные автогиганты проиграли гонку на рынке электротранспорта в Европе, уступив китайским и американским конкурентам — производителям электромобилей. Сейчас они пытаются наверстать упущенное, вкладывая миллиарды в исследования и разработки, но вывод на рынок их новых моделей электромобилей и гибридов может совпасть с очередным экономическим кризисом или рецессией. 

Развитие электромобилей является «головной болью» и для химической промышленности, поскольку типичный электрокар требует гораздо меньше деталей, чем традиционный автомобиль с ДВС, что неизбежно ведет к снижению спроса на продукцию химической промышленности. Еще одним трендом является развитие переработки вторсырья, что может послужить сокращению потребления нефти и природного газа. Тогда как промышленным предприятиям придется модернизировать свои производственные процессы и менять бизнес-модели, становясь переработчиками отходов. 

Климатические изменения ударили по BASF и с неожиданной стороны. По словам руководства концерна, половина из сокращаемых рабочих мест придется на Германию, где из-за обмеления Рейна с середины прошлого года BASF больше не может снабжать свое нефтехимическое предприятие в Людвигсхафене необходимым сырьем, используя танкеры. Эксперты называют этот климатический удар, а также кризис в немецкой автомобильной индустрии главными причинами падения прибыли BASF на 22% по итогам первого квартала текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тогда как по итогам всего 2018 г. прибыль концерна сократилась на 22,6%.  

 Мария Кутузова

http://neftianka.ru/



Информационные партнеры