В США всегда в особом почете была смелость и честолюбие; может быть потому, что предки большинства американцев сами были людьми весьма деятельными. Они воспользовались представившимся шансом, помахали ручкой всему, что знают, и отправились покорять Новый Свет в надежде на лучшую жизнь и процветание. 

Одним из таких людей был Иоганнеса Рита из Гессена, земли, что ныне находится в западной части Германии, родившегося примерно в 1760 году. Жизнь его по началу складывалась, мягко выражаясь, не удачно. Его мать происходила из бедных крестьян, работавших на арендаторов и владельцев земли – низшая ступень немецкого общества в те времена. Отец был сыном приказчика и всего лишь немного превосходил общественным положением мать Иоганнеса, на которой, кстати, так и не женился. В Европе 18 века быть незаконнорожденным – значит быть неполноценным, и Рит, вероятно, никогда не общался с семьей своего отца.

Образования у Иоганнеса Рита никакого не было: до конца жизни вместо росписи он ставил крестик. Примерно в 1777 году он вступил в армию Гессена, добровольно или нет – не известно. Ростом всего 1,6 м Рит не соответствовал требованиям приема на военную службу, однако на это часто закрывали глаза, особенно, когда армии были нужны рекруты.

Гессен был достаточно большим немецким государством и обладал огромной армией, с которой ландграф получал приличный доход, сдавая ее в наем дружественным монархам. В конце 1770-х годов одним из европейских правителей, нуждавшихся в солдатах, стал племянник ландграфа по жене, король Великобритании Георг III.

Когда Иоганнес попал в США неизвестно, вероятно, его отправили туда позже основных частей гессенской армии в качестве пополнения. Приписан Рит был к полку, который в 1778 году занял город Саванна в штате Джорджия.

Пехотинцев частенько назначали на охрану экспедиций, отправляющихся на поиски фуража, или в разведку за перемещениями вражеских сил. 21 июня 1782 года вскоре после того, как британцы оставил Саванну, Иоганнес, воспользовавшись подвернувшимся шансом, дезертировал вместе со стоим оружием и обмундированием. Конечно, он сильно рисковал: в случае неудачи его ждало серьезное наказание вплоть до повешения. Денег у Рита почти не было, по-английски он не говорил (в то время в Северной и Южной Каролине было множество германоговорящих поселений, однако население многих из них поддерживало лоялистов – колонистов, проживавших в английских колониях Северной Америки, и занявшие во время Войны за независимость 1775-1783 сторону метрополии. – прим. переводчика).

Иоганнес был не единственным дезертировавшим солдатом. Всего во время Войны за независимость британцы привезли в США около 30 тыс. немецких пехотинцев (12 тыс. были из Гессена), 5 тыс. из которых, повидав Новый Свет, так и остались в нем. Некоторые возвращалась в Европу, но только затем, чтобы взять свою семью и двинуться обратно в Америку. Континентальный конгресс (съезды делегатов 13 колоний, которые стали руководящим органом Соединённых Штатов на период Американской революции. – прим. переводчика) в попытке стимулировать дезертирство обещал солдатам 50-акровые земельные наделы. В Германии в то время владение такой площадью сделало бы из мелкого землевладельца практически мелкопоместного дворянина.

Каким-то образом Риту удалось добраться до округа Мекленберг в районе Пидмонт, Северная Каролина (в 1792 году на этом месте был образован округ Кабеарус). Там находилось германское поселение, где он и обосновался, а вскоре женился на дочери местного мельника, переиначив свое имя на английский манер, став Джоном Ридом.

Уже через несколько лет Джон стал крупным землевладельцем и преуспевающим фермером. К 1820 году ему принадлежали сотни акром земли и более 20 рабов: в Пидмонте в то время рабовладение было более редким явлением, чем в прибрежных частях страны, где выращивали хлопок. Во всей Северной Каролине тогда только каждый третий фермер владел рабами.

История семьи Рида так бы и осталась самым заурядным примером воплощения американской мечты, если бы не одно «но». В 1799 году его второй сын, 12-летний Конрад, на речке Литтл-Мидоу-Крик, которая протекала по семейной ферме, нашел необычный камень. Он был немногим больше кулака и весил целых 8 кг (кусок гранита такого размера весит всего 1,5 кг). Конрад, заинтересовавшись находкой, принес ее домой. Его отец, Джон, понятия не имел, что же попалось в руки сыну, и сделал из «камня» отличный упор для двери.

Три года спустя Джон показал «камень» ювелиру из Фейетвилла, который распознал в нем золотой самородок, первый официально найденный в США. Ювелир попросит Рида назвать цену, и Джон, до сих пор не осознавший ценность самородка, попросил за него $3,5 – недельную зарплату сельскохозработника. Ювелир, засунув честность куда подальше, с огромной радостью выплатил затребованную сумму. Учитывая цену золота в то время, установленную Конгрессом, а именно $20,66 за унцию, самородок стоит около $5 тыс. – достаточно, чтобы купить в конце 19 века большой дом (сегодня такой самородок стоил бы более $300 тыс.).

К счастью, Рид быстро все понял и вместе с несколькими соседями организовал компанию по добыче россыпного золота (в основном его намывали лотком). Спустя некоторое время раб по имени Питер нашел самородок весом 10,5 кг. В 1831 году началась подземная добыча, поскольку промывка стала приносить меньше дохода, хотя крупные самородки находили вплоть до 1896 года.

Все это требовало опыта и знаний, который в то время в Северной Каролине просто не было. Однако добытчики из Корнуолла, что в Англии, работавшие в этих местах на оловянных рудниках многие годы, прослышали о новой возможности, и когда месторождения олова начали истощаться, стали переселяться на золотые разработки Пидмонта, принося с собой необходимые умения.

К 1835 году там было добыто столько золота, что по решению Конгресса в городе Шарлотт был учрежден монетный двор, выплавлявший исключительно золотые монеты (первое крупное учреждение такого рода в США). Всего же до начала Гражданской войны на нем было произведено монет на общую сумму около $5 млн. Рудник Рида прекратил работать только в 1912 году.

Джон Рид умер в 1845 году в возрасте 85 лет. У него и его жены Сары было восемь детей и 68 внуков, а количество их потомков сегодня исчисляется тысячами. Вот вам и американская история успеха.

Сегодня на руднике Рида открыт музей, который любят посещать туристы и люди, интересующиеся историей золотодобычи. Часть подземных выработок была восстановлена и открыта для гостей. В музее выставлено старинное оборудование для добычи, демонстрируют обучающие фильмы про первую золотую лихорадку в истории США, организуют специальные туры и мероприятия, желающие могут попробовать себя в промывке. Вход на рудник бесплатный. Промывка проводится на открытом воздухе с 1 апреля по 31 октября в зависимости от погоды (стоимость – $3 плюс залог за лоток). Поддержку деятельности и проектам музея оказывает «Reed Expansion Committee», некоммерческая организация, занимающаяся сохранением наследия золотой лихорадки Северной Каролины. 

Источник:https://zolotodb.ru/articles/digger/foreign/11747



Информационные партнеры