128x128

Гайана — одно из беднейших государств Южной Америки с самым низким доходом на душу населения. Основа экономики — добыча бокситов, золота, алмазов, экспорт сахара, риса, леса, креветок и рома.

Полезные ископаемые находятся в собственности государства, которое предоставляет частным предпринимателям концессии на их разработку. Добыча золота в этом южноамериканском государстве ведется как крупными компаниями, так и мелкими старательскими бригадами. Первые занимаются преимущественно рудными месторождениями, вторые — россыпными.

Северо-западная часть страны, междуречье Куюни–Байрама

Территория полностью покрыта тропическими влажными лесами. Долины рек и ручьев частично или полностью скрыты под кронами мощных деревьев. С воздуха на фоне зеленого моря джунглей проглядывают коричневые проплешины — места недавних старательских отработок золота.

Поиски и разведка россыпей золота, как правило, ведутся с использованием экскаваторов. В условиях джунглей при отсутствии дорог и высокой обводненности пород проходка экскаваторных копуш (шурфов) является наиболее продуктивной и производительной. Местные операторы, настоящие асы, демонстрируют чудеса профессионализма: в процессе работы определяют наличие продуктивного слоя на слух, — по характерному хрусту кварцевого щебня и галек о ковш экскаватора с точностью в несколько сантиметров! Оценка содержания золота в песках производится без взвешивания, на глаз: если дно лотка после промывки в золоте, то имеет смысл работать дальше. По этому же принципу оконтуривают и границы пласта.

Добычу россыпного золота ведут в основном по мелким ручьям небольшими карьерами размером до 50 х 100 м и глубиной до 6–10 м. Полигоны отрабатываются за относительно короткий период времени: вскрыша занимает 4–7 дней и примерно столько же — сама отработка. В богатых золотом долинах встречаются целые цепочки сближенных отработанных карьеров и окаймляющих их водоотводных канав. Золотоносными являются образования переотложенных кор выветривания и аллювий современных долин. Отложения преимущественно песчано-глинистые, щебнисто-глинистые с маломощными (до 1 м) горизонтами галечников.

Характерной особенностью местной добычи является то, что она до сих пор ведется с помощью промывочных приборов так называемого «бразильского типа», собираемых на месте работ. Они представляют собой широкие шлюзы из красного дерева, покрытые «канадским мхом» и сетчатыми трафаретами. Углы наклона колод — произвольные, но, как правило, довольно крутые (около 10–15º).

Вскрышу производят в основном экскаваторами — в этих условиях они значительно практичнее бульдозеров. Вскрытый продуктивный пласт размывают обыкновенными брандспойтами. Из сборных котлованов (подобие крупных приямков) золотоносная пульпа подается насосами по трубопроводам на промприбор.

Съёмку золота производят раз в неделю. Если она составляет 25 унц.  (778 г), то считается весьма неплохой, а 100 унц. (3,1 кг) — великолепной.

Золото мелкое, самородки встречаются не очень часто, размер их редко превышает 5 мм, хотя среди старателей упорно передаются слухи о находке «… где-то там,  почти рядом» больших и очень больших.

Из-за примитивности приборов, а также особенностей гранулометрии местного золота (медиана 0,2 мм) в Гайане широко применяется амальгамация. В процессе съёмки рабочие заливают шлих металлической ртутью и голыми руками «буторят» его для ускорения процесса амальгамации. Смесь постепенно сгоняется к месту сбора, затем просто отжимают ртуть через ткань и оставшуюся амальгаму прокаливают на газовой горелке — всё, процесс добычи завершен. По этой причине поймы рек в местах добычи сильно заражены ртутью.

Стоимость золота составляет приблизительно около 1000 $ за унцию. Часто при расчетах цены указываются в граммах и пеннивейтах (1 пеннивейт (от англ. Pennyweight — вес пенни) равен 24 гранам или 1,55517 г). Добытое золото принимают хозяева лицензионных участков в специальных приемных пунктах. За пользование своими участками дополнительно берут с арендаторов еще порядка 10 %.

Горючее контрабандное, доставляется преимущественно из Венесуэлы и продается за золото. Цветовая гамма топлива варьирует в самых широких диапазонах: от водяно-прозрачного и желтого до темно-синего и красного. По-видимому, так же обстоит дело и с его качеством.

Быт гайанских старателей

Рядом с участками добычи старатели часто разбивают своеобразные «огороды»: высаживают бананы, лайм, перцы, тыквы, сахарный тростник, помидоры, огурцы. Последние выращиваются в «парниках наоборот» — сооружениях, защищающих овощи от чрезмерного солнца и жары. Овощи вызревают в среднем за месяц: сахарный тростник — недели за три, бананы, лайм, папайя — месяца за два. Урожаи и охота существенно удешевляют и разнообразят питание старателей.

Центром старательской стоянки является глинобитный очаг для приготовления пищи. Вокруг навесы и каркасы, обтянутые разнообразным подручным материалом: пластиком, брезентом, рекламными баннерами. Редко строятся хижины.

Безработица — бич Гайаны. Даже по официальным данным она составляет 11 %. Поэтому многие (но, конечно же, не все) стремятся найти хоть какую-то работу, невзирая на болезни и возраст. С нами работал маршрутный рабочий — индеец в возрасте 75 лет! Конечно, в маршрутах он плелся где-то сзади, но все-таки ты не один в джунглях! Встречаются и весьма колоритные личности: 68-летний промывальщик индеец Гилберд Бенджамин в молодости служил в армии (правда, умалчивает в какой), и он очень гордится тем, что там видел самого Эрнесто Че Гевару — легендарного команданте Че.

Старательской добычей занимаются, как правило, индейцы, негры, мулаты и метисы, причем часто из других государств, в основном из Бразилии. Границы между странами прозрачны, государства обычно контролируют пассажиропоток из относительно крупных приграничных поселков. Индусы работают чаще всего операторами, кладовщиками и т.п. Китайцы добычей не занимаются никогда — за ними торговля. Наблюдая за работой по-пляжному одетых, полуголых южноамериканских старателей, невольно сравниваешь их с нашими сибирскими угрюмо-сосредоточенными золотарями, облаченными в вечную резиново-брезентовую броню.

Вся существующая инфраструктура в пределах золотодобывающих районов заточена на потребности, определяемые «золотой лихорадкой». В незатейливых поселках центром цивилизации являются крошечные «супермаркеты», ютящиеся в дощатых хижинах; они же по совместительству и увеселительные центры. Набор развлечений стандартый: алкоголь (пиво, водка), бильярд, женщины. Несмотря на изобилие рома и его относительную дешевизну, золотодобытчики отдают предпочтение водке «Ivanof» и «High Wine» — это своего рода промышленный 69-градусный самогон в пластиковых бутылках. Алкоголь доставляется с побережья и при этом с каждой переброской через многочисленных посредников дорожает минимум в 2 раза. Так 0,7 л водки в начале цепочки стоит от 600 гаянских долл. (3 $ США по курсу 200 гаянских долл. за 1 $ США), а у потребителя в джунглях цена возрастает до 4 тыс. местных долл. (20 $), но уже за 0,2 л….

Несмотря на все трудности старательского труда и весьма призрачную возможность разбогатеть, южноамериканцы отличаются необычайной жизнерадостностью и дружелюбием, улыбка и шутки — их постоянные спутники. 

Источник: 

Миронов А.А., главный геолог ООО «Сибирь Геопоиск»
Золотодобыча, №200, Июль, 2015


Информационные партнеры